Главная     RSSRSS

Как уберечься от школьных перегрузок

Рубрика Дела семейные.

КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ

Если в семье есть дети школьного возраста, то знакомо понятие школьная перегрузка. Часто еще ребенок не пошел в школу, а родители уже переживают, как он справится со школьной программой, ведь они с каждым годом все труднее, а дети все слабее. Установлено что 20% детей поступающих в первый класс имеют нарушение психического здоровья, а к концу первого года обучения их число возрастает до 60%. Вот мы и решили разобраться и дать несколько полезных советов как сохранить ребенку  здоровье и при этом  позволить получить хорошие знания. Как устают дети в школе, знают все родители, придя домой они, валятся с ног, а еще надо выполнить домашнее задание. Часто ранец первоклашки больше самого ребенка и он его еле тащит. А возвращаясь из школы, где учился, да еще и бегал на переменке ранец становится непосильной ношей. Придя домой дети часто жалуются на усталость, становятся раздражительными, у них болит голова, нарушается сон. В чем причина? Школьные программы стали слишком сложными или дети слишком слабыми?

Конечно, школьные программы сильно изменились за последние двадцать лет, родителям бывает порой трудно понять какие знания и в каком объеме получают их дети. Другими стали и дети, установлено, что у большинства из них  к началу обучения остаются не сформированными функции головного мозга, способные осваивать чтение, письмо и счет, на занятиях. Такой ребенок не может сосредоточиться, сам собраться в школу и самостоятельно выполнять домашние задания. Берется за все, но ничего не получается. Многим детям бывает трудно даже переписать задание с доски, аккуратно делать записи в тетрадях. Все это не значит, что ребенок не может обучаться, с этим все будет в порядке, если правильно распределить нагрузки. Однако современная система образования не предусматривает особенностей детей в младших классах. Учителя порой тоже раздражены, и это тоже плохо влияет на детей. Родители становятся на сторону учителей и тоже начинают требовать от ребенка отличных знаний с первых дней. Родители постоянно долбят: не стараешься, плохо пишешь, давай больше занимайся. Если не пишешь — читай, считай не ленись и так далее. Все это приводит к потере ребенком интереса к занятиям и учебе. О какой успешной учебе можно говорить, если детей просто «загоняют в угол».

Частая проблема, когда ребенок не хочет идти в школу, чуть не плачет. Обратите на это внимание, это может быть следствие перегрузок или дискомфорт при общении с учителем или одноклассниками, возможно, он стал объектом школьной травли. Если не сможете решить проблему сами надо обратиться к педагогам и психологу.

Если учитель жалуется на невнимательность ребенка, говорит, что ребенок не слушается и не выполняет заданий, может гулять по классу во время урока или выйти из него, это говорит о том, что ребенок не подготовлен к школе и у него задержка развития с функциональной недостаточностью мозговых структур. Такому ребенку трудно освоить программу в обычной школе, ему надо заниматься по коррекционной программе или необходима специальная система обучения. Однако не все родители прислушиваются к мнению специалистов и отдают детей в лицеи и гимназии с углубленным изучением предметов и большими нагрузками. Детям становится еще хуже.

У ребенка ухудшилось самочувствие, появились головные боли, появились нервные тики и заикание, это указывает на слабую нервную систему ребенка. Ему надо уделить больше внимания, поддержать его и помочь. Следует проконсультироваться с врачом.

Когда ребенок хорошо учится и хорошо себя ведет, но при этом жалуется на усталость, ничего страшного. Это нормальная,  здоровая усталость, ребенок привык к школе и ему удается правильно распределить нагрузки. Такой ребенок все успевает и школьные перегрузки ему не страшны, но это бывает не так часто как хотелось бы родителям. Все дети разные и воспринимают обучение по-разному, однако школьные программы и педагоги не учитывают этого, у них нет времени нянчится с каждым ребенком. Если ребенок медлительный ему надо больше времени, чем дает учитель на восприятие материала. Учитель начинает его подгонять, ребенок совсем теряется и становится еще хуже. В таких случаях психологи советуют, чтобы родители занимались с ребенком дома и разбирали темы урока, заранее опережая учителя. Тогда ребенок в классе будет чувствовать себя увереннее, будет спокойнее, зная, что он все поймет, будет лучше усваивать новый материал.

Некоторые дети, обладая больше визуальной памятью, тяжело воспринимают информацию на слух, и если он не видит таблицы или схемы, он плохо усваивает материал. Такому ребенку опять надо помочь, поговорить с учителем или проводить занятия дома с наглядными примерами.

Большая проблема с детьми психологически не готовыми к школе и обучению. Таких детей видно на собеседовании у психолога. Дети не могут связанно сказать, что изображено на картинке, не могут рассказать стишок, детям не привиты навыки поведения с взрослыми, они не соблюдают принятые правила и порядки. Ребенок может крутиться на стуле или просто встать и уйти. Однако родители, не прислушиваясь к совету психолога, отправляют детей в первый класс. Таким детям трудно учиться, особенно если им нет еще семи лет,  они не успевают осваивать школьные программы, и начинают отставать в учебе.

Если ребенок имеет хронические заболевания или часто болеет простудными заболеваниями, ему трудно будет переносить школьные нагрузки, особенно если школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Отдавая ребенка в школу надо ознакомиться с учебными программами, с факультативами и сколько будет учебных часов. Старайтесь выбирать школу не престижней, а в соответствии со здоровьем и способностями ребенка. Надо позаботиться, чтобы дорога в школу и обратно не занимала слишком много времени, но хорошо, если ребенок будет идти пешком, это позволит ему отдохнуть и размяться после занятий.

Если ребенок сильно слаб, и ему трудно адоптироваться в школе, он сильно устает, тогда можно по назначению врача взять дополнительный выходной.  Можно перейти на частичное домашнее обучение. Это когда часть занятий ребенок проводит в школе, а по некоторым предметам обучение проходит дома. Есть еще выход это экстернат, когда ребенок некоторые предметы изучает дома, а затем сдает экзамен в школе.

Несколько советов родителям школьников. Внимательно относитесь к жалобам ребенка, к его недомоганиям, возможно, сказываются школьные нагрузки. Не ставьте сразу на ребенке клеймо, что он не хочет учиться, не старается и ленится. Возможно, ему надо просто помочь разобраться, а не просто заставлять «зубрить» материал. Следует приучить ребенка выполнять домашние задания сразу в тот же день когда они заданы и не вечером когда вся семья в сборе и работает телевизор. В такой обстановке ребенку трудно сосредоточится на выполнении задания. Лучше выполнять после небольшого отдыха после школы, это позволит лучше усвоить материал.

В выходные дни надо соблюдать режим сна, как и в обычный учебный день. Старайтесь не заставлять ребенка дополнительно заниматься в этот день, пусть отдохнет, хорошо, если вы всей семьей поедите на природу.




coded by nessus