Главная     RSSRSS

Наказание как метод воспитания

Рубрика Все о детях.

Воспитание наказанием, насколько это целесообразно

Конечно, все рассказать по этому вопросу в рамках одной статьи невозможно. Но остановимся на самых важных моментах. Ребенок с самого рождения стремиться к познанию окружающего мира в меру своих возможностей. В совсем маленьком возрасте дети проявляют интерес к ярким игрушкам и предметам, потом стараются дотянуться до них и взять в руки. При этих попытках может взять ценную вещь, уронить её и даже разбить.

Ребенок везде лезет и все старается взять в руки. Окружающих это раздражает, и они пытаются запретить ему делать недозволенное. Но если все запрещать значит подавлять в ребенке тягу к новому, а раз нельзя подавлять значит надо найти способ перевести любознательность его на предметы дозволенные для его познания и даже полезные.  Тянется ребенок за любимой вами вазочкой, дайте ему возможность взять в руки деревянную матрешку, посмотрите, это его вполне устроит.

Простой запрет в такой ситуации подавит волю ребенка, а если запрещать все и часто, то у ребенка разовьется пассивность, равнодушие к окружающему, пропадет любознательность и стремление познать что-то новое. Что в свою очередь ведет к неуверенности в себе, чувству собственной неполноценности. Но это все проявится гораздо позднее, и часто приписывается его натуре.

В более взрослом возрасте в семье родители и дети полностью перестают понимать друг друга. Влияние родителей на детей полностью утрачивается, и взрослые не имеют возможности оказывать воздействие на формировании личности детей. Чтобы этого не происходило надо, чтобы требования к детям были обоснованными и не носили характер принуждения и наказания.

Наказание детей хрупкий инструмент

 Однако иногда наказание должно иметь место в воспитательном процессе, но всегда надо помнить, что это очень хрупкий инструмент воспитания и пользоваться надо им очень осторожно. Не советуем наказывать ребенка в пылу раздражения под воздействием эмоций, наказывать просто так за все сразу, без разбора обстоятельств, всего произошедшего, а может у ребенка, не было выбора и он, поэтому поступил именно так, а не иначе.   Наказание просто так, часто приводит к нарушению контакта с детьми, озлобленности и недоверию. Несправедливое наказание может навсегда отбить у ребенка желание, допустим к учебе или к посещению школы вообще. Нельзя в припадке вспыльчивости наказать ребенка, а через некоторое время, успокоившись, снять наказание, да еще и извиняться, что побранились. В результате такой непоследовательности у детей в характере появляются черты упрямства, и ребенок перестает слушаться родителей.

Особенно осторожно надо применять наказание к капризным детям, часто лучше не наказывать такого ребенка, а перетерпеть его капризы, не обращать на это внимания. Ведь если его уговаривать, а тем более наказывать он будет еще больше капризничать и плакать, когда никто не обращает внимания, то и реветь не для кого. Ребенок сам успокоится.

За что наказывать детей

Точных рекомендаций и тем более списка провинностей, за которые можно наказывать детей не может дать ни один психолог. Надо чувствовать своего ребенка, разбираться в тонкостях его душевной организации, надо любить своего ребенка и быть хорошими родителями. Невозможно и дать перечень способов наказаний детей, все строго индивидуально. Но одно можно сказать с уверенностью, что категорически нельзя применять к детям. Нельзя наказывать детей физически, нельзя чтобы наказания унижали личность ребенка, доставляли ему страх боли, боль  и страдания. Наказание не должно быть направлено на подавление воли. Нельзя в качестве наказания запирать детей в грязных, темных чуланах и комнатах без света.

Наказание должно носить щадящий характер, однако ребенок должен четко понимать, за что его наказали. Не наказывать за то, что он просто лентяй и ничего дома не делает, а конкретно, например, если он не заправил постель, не вынес мусор и так далее.

Наказать можно лишением, каких бы то ни было удовольствий, развлечений, отказаться от общения с ним на какое-то время. Наказание не должно унижать ребенка и заставлять потерять чувство собственного достоинства.  Выбранное наказание должно вызвать у ребенка желание исправиться и не повторять того чего делать было нельзя. Если ребенок исправился, то не надо напоминать ему о плохом поступке, за который он уже понес наказание, тогда наказание будет не средством подавления, а исправления и воспитания.

Не допустимо, чтобы один родитель наказал ребенка, а другой снял это наказание. Все члены семьи должны быть единодушны в решении. Требования к ребенку должны носить постоянный характер, если нельзя делать чего-то сегодня, то этого нельзя делать и завтра и никогда. А то сегодня наказали, а завтра наказать поленились, и ребенок не будет воспринимать ваше наказание всерьез. Постоянство и систематичность связи между проступками и наказаниями позволят воспринимать их справедливые, а не волеизъявление сильной стороны.

Неверное мнение родителей,  что чем жестче наказание, тем оно действеннее, например ремень сильнее слов. В семье, где любящие родители и дети, где царит взаимопонимание и доверие, бывает действенным даже самое простое наказание. Бывает достаточно маме просто обидеться, надуть губы и сказать – «я теперь с тобой разговаривать не буду». Это бывает очень действенным наказанием, если дети любят и глубоко уважают своих родителей.




coded by nessus